Воспоминания о Горбуновой Ларисе Павлиновне и ее семье (Ильина (Горбунова) Екатерина Васильевна)

    Горбунова (Зиновьева) Лариса Павлиновна

    О маме. Воспоминания дочери Ильиной (Горбуновой) Екатерины Васильевны

    Наша мама Лариса Павлиновна Горбунова (в девичестве Зиновьева), родилась 7 марта 1915 года. А бабушка говорила, что она родилась на Евдокию (14 марта).

    Поэтому день рождения мамы мы обычно отмечали 14 марта. Училась мама в школе всего два класса, закон божий уже не изучала (в отличие от сестры Анны).

    Она очень рано научилась прясть лен, шерсть, выучилась шить. Обшивала семью вместе с бабушкой. Бабушка очень аккуратно шила.

    Потом мама работала поваром на лесозаготовках и в коммуне. В колхозе было тяжело, потому что посылали зимой заготовлять лес. Одежды теплой не было.

    Мама вместе с тетей Шурой (папиной сестрой) уехали в Архангельск работать на лесозавод № 3. Там жила тетя Нюра. Работали просто рабочими на укладке досок. Зарабатывали деньги, начали покупать одежду. После окончания семи классов к ней приехал Павел. Мама посоветовала ему попробовать поступить учиться на врача. Тогда институт только что открылся, был первый набор. Как дядя Павел сдал экзамен за среднюю школу, для меня остается загадкой. Мама говорила, что он готовился самостоятельно. Мама помогала ему учиться, кормила и одевала. За это дядя Павел всегда был благодарен маме.

    Потом в Архангельск приехал папа. Вместе с мамой они вернулись в Пакшеньгу. Пошли в сельский совет расписываться, но он был на замке, так они и жили не расписанными, пока маме не потребовался паспорт. Хотя мы все подписаны под папину фамилию, и мама была под фамилией Горбунова.

    До войны в семье родились три дочери: Тамара (1937 г.), Рита (1939 г.), Надя (1941 г.). Когда папа ушел на войну, то не знал, что родилась дочь Надя.

    В войну очень много работали, и было мало хлеба. Надя пошла на ногах только к 2-м годам. Мама рассказывала, что когда уходила на работу оставляла хлеб, делила его на три части: завтрак, обед, ужин. Но девочки, как мама уходила, съедали весь хлеб и особенно летом день были на подножном корме, а хлеб съедали, чтоб не думалось.

    В войну мама была бригадиром, как могла выручала женщин. У всех были дети, хлеба не хватало, жили в основном на овощах, грибах, ягодах. Дедушка Евмений Петрович охотился на лосей и мясом подкармливал семью. Был донос, но доказать что либо не удалось, хотя приезжал милиционер и делал обыск (это со слов мамы).

    После войны у нас в семье появилось еще три девочки. Мальчики рождались, но они умирали почти что сразу. Папа никогда не упрекал маму, что нет сыновей.

    В деревне Антрошево жили очень дружно, я не помню, чтоб ругались женщины и мужчины. Вместе отмечали праздники, особенно «дожинки». Собирались все от мала до велика, варили пиво, пекли пироги. Было весело.

    Летом на заготовку сена выходили на лога все, даже отпускники, когда приезжали, все ходили на сено.

    Зимними вечерами ходили «вечеровать», обычно к нам, потому что мама шила на машинке, а остальные вязали или вышивали. Тетя Репсемия обычно приносила газету или интересную книгу, она читала вслух, а все слушали.

    Я помню, когда умер Сталин, все собрались у нас дома и слушали радио, у нас дома был радиоприемник на батарейках. Женщины плакали.

    Потом, когда провели эл. свет и радио, было интереснее уже, но мы дети и так весело жили. Зимой катались на лыжах и санках, летом тоже играли во многие игры. В основном это были игры на свежем воздухе, подвижные. Мама разрешала нам бегать на улице (так раньше говорили – бегать), сейчас гуляют.

    Как я запомнила, мама вечерами что-нибудь шила на всю семью и всем, кто заказывал. Семье нужны были деньги. Нужно было учить и одевать старших. Нам, младшим, пальто перешивала из старого. Ткань раньше была такая, что ее можно было перелицевать. На праздники всегда шила по новому ситцевому платью, особенно на летние праздники. С папой старались заработать и не допустить, чтоб мы ходили плохо одетые. Я по школе помню, что в некоторых многодетных семьях одевали детей не очень хорошо, обувь была рваная, этим семьям выделяли материальную помощь. У нас родители этого не позволяли.

    Мама работала дояркой, дежурила по ночам, брала на откорм телят, когда мы были маленькие. Работала продавцом на Антрошево.

    1-е апреля для мамы был день, когда она успевала обмануть 2-3 человека и всегда правдоподобно, ей верили. Мама знала много шуток-прибауток, анекдотов, легко знакомилась с людьми. Живя у нас, она со многими познакомилась. Дома она ходила на новогодний праздник и несколько раз занимала призовые места, так как делала костюмы. Она была «пиратом», «рыбаком», каждый раз придумывала новый образ.

    Переехав в деревню Ефремковскоя, мама работала техничкой и тоже много шила. У меня есть лоскутные одеяла, сшитые мамой. Живя у нас, мама всегда покупала ситец и шила нам постельное белье пододеяльники, наволочки, ситец тогда был дешевый и много. У меня и сейчас сохранилось это белье. Вязала носки, шапки, рукавички ребятам, брюки на детей, жилеты и свитера Вите моему мужу. Она умела практически все.

    Наши семьи: т. Шура, д. Ваня, мама и папа жили дружно, как на Антрошево, так и в д. Ефремковская. Когда пекли пироги, это были рыбники горячие и вкусные, с треской, то приглашали друг друга. Много лет у нас в семье была корова, держали поросят, кур, гусей, а вот телят нет. Наверное, было трудно с сеном, заготовляли вручную и после работы. Много приходилось работать в деревне как женщинам, так и мужчинам, все вручную или на лошади. Тяжело было с заготовкой дров. Распиловка вручную, да и в лесу тоже надо было вручную. Когда появились бензопилы, Василий (зять) папе помогал.

    Мама была оптимистка по натуре, талантливая (с дядей Павлом писали письма стихами), трудолюбивая и мастер по швейному делу. Она все умела делать. И воспитывала нас именно делом, а не нотациями. Нас много было – шестеро. И мама говорила: «Девки, чтоб я о вас плохого не слышала».

    Умерла мама 18.09.1991 г.

    22.03.2015

    О семье

    По линии мамы – бабушка, Зиновьева Мария Семёновна (в девичестве Щекина), родом с Андрийчево Вельского района. Годы жизни 1892 – 1976 г.г. У бабушки был брат Андрей, жил в Москве и сестры Анна и Зоя. Анна жила тоже в Москве, а Зоя в Солге.

    Дедушка – Зиновьев Павлин Евлампиевич родом с Пакшеньги. Годы жизни 1883 – 1935 г.г., дедушка был не православной веры. Он был участником первой мировой войны.

    Бабушка и дедушка жили своим хозяйством, имели коров, лошадь и другой скот. Коров, по рассказам бабушки, было четыре. Детей было много: Николай, Михаил, Александр, Иван, Анна, Лариса, Порфирий (Павел), Василий. Еще была дочка Валя, но она умерла, заболев воспалением легких.

    Имелся у семьи надел земли. Выделяемые участки приходилось расчищать от кустарников и деревьев, выкорчевывать пни, а потом все выжигать, чтобы сеять лен. На (чище) участке первым выращивали именно лен, чтоб меньше было сорняков. Семья была большая, приходилось много работать, чтобы одеть и прокормить всех. Дедушка хорошо занимался плетением из бересты, приходилось много плести лаптей. Чаще бабушка брала на работу старших – Николая, Михаила, Александра, Ивана, а вот дядя Павел чаще оставался дома за хозяина и за няньку. По воспоминаниям бабушки он с этими обязанностями справлялся хорошо, если нянчился, то пеленки всегда были выстираны и высушены.

    Все сыновья выучились: Николай – военный летчик. До войны и после жил в Витебске. Жена Фруза. Закончил войну он майором, после службы был сотрудником архива, это уже после выхода на пенсию.

    Александр, Михаил, Иван – о них очень мало известно. Но они получили профессию шофера. Михаил погиб в Северном море, Иван и Александр погибли и похоронены под Курском. Вспоминая их, бабушка говорила, что это были рослые, послушные ребята. Доставая их похоронки, все уже рваные на сгибах, она всегда плакала. Не могла смириться с потерей трех сыновей.

    Павел закончил Архангельский медицинский институт и был призван служить в армию. Служил на Дальнем Востоке врачом эпидемиологом. После войны был переведен на службу в Москву. И вся его трудовая деятельность связана с военно-морским флотом. Занимал должность старшего инспектора медицинской службы ВМФ. После ухода со службы работал в 4-м управлении у Чазова врачом-консультантом. Подполковник медицинской службы ВМФ. У него есть авторские учебники по медицине. Много занимался общественной работой в Совете ветеранов Москвы.

    Василий – самый младший. Во время войны тоже был военным летчиком. Призывался с Таганрога. Затем с семьей остался на службе в Германии. После службы жил и работал с семьей в Таганроге. Работал механиком на аэродроме. Капитан ВВС. Дочери Анна с 1917г.р. жила в Архангельске, работала на лесозаводе. Читать и писать умела, но специальности не было. Сын Валентин 1940 г.р. живет в Архангельске. Лариса 1915г.р.(07.03.1915 – 17.09.1994г.г.)

    ***

    Наша бабушка (по имени мамы) Зиновьева Мария Семеновна(Щекина в девичестве) родилась в 1892 году в Хозьмино. Она вспоминала Морозово и Андрийчево, но какая из этих ее родная, я не знаю. Дедушка, Павлин Евлампиевич, сосватал ее молодую и увез в Пакшеньгу. У них родилось девять детей. Девочка Валя умерла в восьмилетнем возрасте от пневмонии. Антибиотиков тогда не было, и ее не смогли вылечить.

    Николай (1910 г.р.) умер примерно около 80-х г.

    Анна (1913 – 1985 г.р. умерла в августе) жила в Архангельске. Работала няней, потом вышла замуж за военного, переехали на Новую Землю, потом снова в Архангельск. С мужем разошлись, и она одна воспитывала сына Валентина.

    Лариса – 07.03.1915 – 18.09.1994г.г.

    Иван – 1918 – 1943 г.г. Погиб в Курской области, там похоронен.

    Павел (Порфирий) – 2.01.1919 – март 2001 г.г. Имя сменил по просьбе дочери Татьяны, когда ей нужно было получать паспорт.

    Александр – 1921-1943 г.г. Погиб в Курской области, там похоронен.

    Михаил – 1923-1942 г.г. Погиб в Северном море. Все сведения о нем есть в Мурманске. Я не знаю точно, но музей моряков. Дядя Павел все сведения туда посылал.

    Василий – 1924 – умер в Таганроге в 1985г.

    Дедушка Павлин был участником 1-й мировой войны. Ушел на войну в 1914 году, а вернулся в 1917 г., когда нашей маме было два года, она хорошо запомнила его приезд. Умер в 1935 году.

    Жили в основном натуральным хозяйством. Дом у них был вначале старый в середине деревни, потом построили или купили другой в самом начале деревни (если ехать со стороны Вельска). Жили небогато, но старались, чтобы дети были одеты и накормлены. Сами чистили участки от леса, сжигали и выкорчевывали пни, а потом на этих участках сеяли лен, чтобы поля были чистыми от сорняков. Чтобы сшить одежду детям нужно много потрудится со льном. Получить волокно, напрясть ниток, соткать ткань и сшить одежду.

    Сейчас даже невозможно представить как можно было вырастить таких ребят. По рассказам бабушки, парни росли все крепкие, здоровые, высокие, ростом за 1,8 м. все трудились по мере сил, потом когда выучились, то работали в колхозе. Благодаря Советской власти выучились все, кроме тети Нюры и мамы. Наверное посчитали, что девочкам ни к чему учиться.

    Дядя Коля уехал в Таганрог, выучился на летчика, потом Василий к нему уехал и тоже выучился. Павлу помогла выучиться наша мама. А Михаил, Иван и Александр выучились на механизаторов. Кажется, Михаил был шофером, ездил на машине с газогенератором (березовые дрова).

    Бабушка, вероятно, работала в колхозе, так ей была назначена колхозная пенсия 12 рублей, потом 20 рублей. За погибших трех сыновей она ничего не получала. В 50-х годах бабушка уехала в Таганрог к Василию нянчиться с внуком Сашей, потом нянчилась в Москве у Павла с Таней и пока она не пошла в школу и зимой всегда жила в Москве.

    Потом бабушка жила у нас в боковой. К бабушке, когда она жила в Мараконской (Степанковская), приходили в гости пекарихи (так она их называла) пить чай из самовара. Бабушка уже знала когда ставить самовар, в какое время. Пекарихи приносили горячий белый хлеб, очень вкусный, выпивали целый самовар. Я тогда удивлялась, как можно в жару пить столько горячего. Бабушка любила варить варенье из земляники, которой она собирала много. Собирала также рыжики, чтоб не больше пятака медного. У бабушки был небольшой бочоночек, в который она засаливала рыжики и увозила в Москву. Это были деревенские гостинцы, которые очень ценили москвичи. Бабушка пекла вкусные пироги, она хорошо готовила, была чистоплотная и всех приучала к этому. До последних дней она сама себя обслуживала, мы только мыли ей полы. Она была неграмотная, но деньги считала. Чай пила с конфетами, с подушечками. В детстве я часто ходила к бабушке писать письма сыновьям. Для меня это было трудно. За вечер надо было написать три письма. Бабушка диктовала, я писала, потом читала что написала. Она поправляла, что-нибудь вставляла и я не представляю сейчас какие это письма приходили с исправлениями и вставками. Обязательно писалось о погоде и колхозных делах. Так как бабушка получала маленькую пенсию, то ей посылал деньги Павел, иногда Василий и Николай, навещали ее в отпуске. Василий привозил с Таганрога целый чемодан яблок. А мама помогала овощами, молочными и яйцом.

    Трудная была жизнь у бабушки, много детей, приходилось много работать, безденежье, потеря трех взрослых сыновей. С этой потерей она не могла смириться до конца своих дней. плакала, доставая похоронки на сыновей, но она никогда не жаловалась на свою судьбу.

    Она была обыкновенной деревенской женщиной, для которой дети, семья и труд главное в жизни.

    Воспоминания Ильиной (Горбуновой) Екатерины Васильевны

    22.03.2015 г. д. Шипуновская

    Please publish modules in offcanvas position.